Разделы сайта

Главная

Об учреждении

 УСТАВ

Государственного учреждения образования

«Мальковичская средняя школа» Ганцевичского района

(новая редакция) 

2019

ГЛАВА1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Государственное учреждение образования «Мальковичская средняя            школа» Ганцевичского района(далее – Учреждение)является учреждением общего среднего образования в котором осуществляется образовательный процесс на уровне общего среднего образования.

2. Учреждение создано решением Ганцевичского районного исполнительного комитета от 17 июня 1952 г. № 317.

3. Место нахождения Учреждения: Брестская область, 225439, Ганцевичский район, аг. Мальковичи, ул. Советская, д. 83, тел. 5 22 39.

4. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из бюджета Ганцевичского района.

5. Имущество Учреждения находится в коммунальной собственности Ганцевичского района и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления. Полномочия собственника имущества осуществляет Ганцевичский районный Совет депутатов (далее – Собственник).

6. Органом управления, уполномоченным собственником управлять и распоряжаться имуществом Учреждения, является Ганцевичский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).

7. Органом отраслевого управления Учреждения является отдел по образованию Ганцевичского районного исполнительного комитета (далее – Орган управления).

8. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество. Учреждение от своего имени может заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, являться истцом и ответчиком в суде.

9. Учреждение имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим названием, расчетный и другие счета в банках Республики Беларусь.

10. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Уставом.

         11. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся Учредителем в установленном действующим законодательством порядке.

Решение об изменении вида Учреждения принимается Учредителем по собственной инициативе либо по инициативе Учреждения при совокупности условий, указанных в Кодексе Республики Беларусь об образовании.

         12. Реорганизация и ликвидация Учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Решение о реорганизации и ликвидации Учреждения принимается Учредителемв порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

         13. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования, подбору и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, установленных законодательствомРеспублики Беларусь.

         14. Учреждение проходит государственную аккредитацию на соответствие заявленному виду в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о порядке проведения государственной аккредитации учреждений образования. Подтверждение государственной аккредитации проводится не реже одного раза в пять лет с даты получения соответствующего сертификата о государственной аккредитации.

         15. Полное название Учреждения:

на русском языке:государственное учреждение образования «Мальковичская средняя школа» Ганцевичского района;

набелорусском языке:дзяржаўная ўстанова адукацыі “Малькавіцкая сярэдняя школа” Ганцавіцкага раёна.

Сокращенное название Учреждения:

на русском языке: Мальковичская средняя школа Ганцевичского района;

на белорусском языке: Малькавіцкая сярэдняя школа Ганцавіцкага раёна.

 

ГЛАВА2

ТИП, ВИД, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

16. Тип Учреждения – учреждение общего среднего образования.

17. Вид Учреждения – средняя школа, в которой осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.

         18. Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) на III ступени общего среднего образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, которая осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной, идеологической, методической работы, направленной на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.

         19. Целью Учреждения является создание условий для реализации конституционного права граждан на образование, освоение содержания образовательных программ и формирование необходимых знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося, реализация государственных образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования, воспитание гражданина Республики Беларусь, уважение прав и свобод человека, любви к Родине и семье, привитие навыков здорового образа жизни, обеспечение разностороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, содействие приобретению им социального опыта.

         20. Задачами Учреждения являются:

создание максимально благоприятных условий для социализации, умственного, духовного и физического развития личности обучающихся;

         формирование личности обучающихся, развитие их способностей и склонностей, формирование научного мировоззрения, овладение социальными, культурными, моральными нормами и правилами;

         формирование нравственной, эстетической и экологической культуры обучающихся;

         подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду;

         обеспечение получения обучающимися общего среднего образования, а также первичных знаний и навыков, необходимых для выбора в дальнейшем профессии;

         подготовка обучающихся к поступлению в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

         формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

         воспитание у обучающихся уважения прав и свобод человека, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни.

         обеспечение дошкольного образования воспитанникам в соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования;

         приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям;

         выявление и развитие индивидуальных склонностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников;

         обеспечение преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования;

         создание специальных условий для получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;

         охрана здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни.

         21. Учреждение может участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

Учреждение в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, может осуществлять платные дополнительные образовательные услуги.

Дополнительное (сверх установленных учебными планами часов) обучение по отдельным предметам, а также изучение дополнительных предметов и др.

Стоимость платных дополнительных образовательных услуг определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь с учетом экономически обоснованных затрат и утверждается уполномоченным Собственником.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определён законодательством Республики Беларусь, Учреждение может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).Учреждение получает его в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

         22. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками Учреждения здравоохранения «Ганцевичская центральная районная больница».

 

ГЛАВА3

СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

         23. Субъектами образовательных отношений Учреждения являются обучающиеся (воспитанники и учащиеся), законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.

         24. Права обучающихся.

Обучающиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательной программой общего среднего образования;

изучение на повышенном уровне отдельных предметов на II и III ступени общего среднего образования;

профильное обучение на II и III ступени общего среднего образования;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в центре коррекционно-развивающего обучения;

получение горячего питания;

пользование учебниками и учебными пособиями;

каникулы;

получение платных услуг в сфере образования;

бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной и культурно-спортивной базой Учреждения;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения;

поощрения за успехи в учебной, спортивно-массовой общественной, научной, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении Учреждением;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, семинарах и других образовательных мероприятиях спортивно-массовой, общественной, научной, экспериментальной и инновационной деятельности;

участие в молодежных и иных общественных объединениях деятельность которых не противоречит законодательству;

меры социальной защиты (пользование учебниками и учебными пособиями, обеспечение питанием, охрана здоровья, транспортное обеспечение и иные) в соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, сертификатом о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией.

         25. Обязанности обучающихся.

Обучающиеся обязаны:

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего распорядка для обучающихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

бережно относиться к имуществу Учреждения;

заботиться о чести и репутации Учреждения, развивать и поддерживать его традиции;

быть дисциплинированными, достойно вести себя в Учреждении и за его пределами;

подчиняться решениям органов управления и самоуправления Учреждения, принятым в пределах их компетенции и не противоречащим законодательству Республики Беларусь;

выполнять требования педагогических и иных работников Учреждения в области, отнесенной Уставом и Правилами внутреннего распорядка Учреждения к их компетенции;

бережно и с уважением относится к национальной истории и культуре своего народа и других народов;

беречь родную природу;

следить за своим внешним видом, соблюдать деловой стиль одежды;

старательно учиться, овладевать знаниями, практическими умениями и навыками, заботиться о чести класса;

обязательно посещать учебные занятия согласно расписанию, общие и классные собрания, внеклассные и внешкольные мероприятия;

аккуратно вести дневник, подавать его педагогам для выставления отметок;

приходить в школу за 10 минут до начала учебных занятий и уходить после их окончания или по разрешению руководства Учреждения;

проявлять милосердие, человечность, уважение к старшим и ровесникам;

участвовать в общественно полезном труде, в работах по самообслуживанию;

знать и выполнять правила требований безопасного поведения, правила дорожного движения, пожарной безопасности и поведения на воде.

         26. Дисциплинарная ответственность:

За нарушение Устава и Правил внутреннего распорядка Учреждения обучающиеся могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Основаниями для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами действующего законодательства Республики Беларусь, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения в виде следующих действий (бездействия):

опоздание или неявку без уважительных причин на учебные занятия;

нарушение дисциплины в ходе образовательного процесса;

неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника;

оскорбление участников образовательного процесса;

распространение информации, наносящей вред здоровью участников образовательного процесса;

порчу зданий, сооружений, оборудования или иного имущества Учреждения;

несоблюдение (нарушение) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

распитие алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в здании и на территории Учреждения, либо появление в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

курение (потребление) табачных изделий в здании и на территории Учреждения;

         иные противоправные действия (бездействия).

         27. К дисциплинарной ответственности привлекается обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет.

         28. К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, применяются меры педагогического воздействия (снижение оценки по поведению, беседа, обсуждение на заседании педагогического совета, рассмотрение на заседании совета по профилактике правонарушений).

         29. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

отчисление (с шестнадцатилетнего возраста, при получении среднего образования).

         30. Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется к обучающемуся (учащемуся), не завершившего освоение образовательной программы общего базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

         31. Право выбора меры дисциплинарного взыскания с учетом тяжести дисциплинарного проступка, причин и обстоятельств, при которых он совершен, предшествующего поведения обучающегося, принадлежит руководителю Учреждения.

         32. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания к обучающимся осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

         33. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся Учреждения являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

         34. Права законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:

участие в управлении Учреждением;

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, а также с учебно-программной документацией;

защиту прав и законных интересов обучающихся;

ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;

получение информации обо всех видах обследования (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

         35. Обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

выполнять требования настоящего Устава, локальных нормативных правовых актов Учреждения.

36. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

37. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью;

имеющие судимость;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами.

При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

  1.  Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются их должностными инструкциями.

39. Права педагогических работников.

Педагогические работники имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически- обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения;

участие в управлении Учреждением;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству.

         40. Обязанности педагогических работников.

         Педагогический работник обязан:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень через методическую работу, курсовую подготовку, самообразование;

проходить аттестацию;

выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных правовых актов, выполнять приказы и указания директора, требования заместителей директора;

нести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся.

        41. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству Республики Беларусь.

         42. Права и обязанности иных работников Учреждения устанавливаются законодательством Республики Беларусь, должностными и рабочими инструкциями, трудовыми договорами.

 

ГЛАВА4

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

         43. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящим Уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

         44. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Органом управления по согласованию с Учредителем в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными законодательными актами.

         45. Директор Учреждения:

организует работу Учреждения;

взаимодействует с органами самоуправления;

действует от имени Учреждения без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;

издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности;

утверждает структуру и штатное расписание Учреждения согласно типовым штатам и в пределах средств, выделенных на оплату труда;

осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их графики работы и должностные (рабочие) инструкции;

назначает на должность и освобождает от должности

заместителей директора по направлениям работы и определяетих должностные обязанности;

распределяет нагрузку педагогических работников;

осуществляет контроль за ходом и результатами образовательного процесса;

в соответствии с законодательством Республики Беларусь применяет меры поощрения и дисциплинарного воздействия к работникам и обучающимся Учреждения;

в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь и настоящимУставом, распоряжается имуществом и несет персональную ответственность за сохранность имущества и его эффективное использование;

выступает стороной от лица нанимателя в коллективныхдоговорах с работниками Учреждения;

осуществляет иные функции, предусмотренныезаконодательством Республики Беларусь.

46. Основным органом самоуправления Учреждения является совет Учреждения, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь.

  1. Совет Учреждения возглавляет директор.Совет Учреждения избирается в составе двенадцати человек (25% – законные представители учащихся, 75% – представители педагогических и иных работников Учреждения). Компетенция и организация деятельности совета Учреждения определяются положением о совете учреждения образования,утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.Срок полномочий совета составляет 3 года.

         48. Коллегиальным органом Учреждения является педагогический совет. В его состав входят все педагогические работники Учреждения. Педагогический совет создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о педагогическом совете.

         49. Родительский комитет избирается на общешкольном родительском собрании сроком на один год. Родительский комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о родительском комитете.

         50. В Учреждении могут создаваться попечительский совет, методический совет, совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, положения которых утверждены Министерством образования Республики Беларусь.

         51. В целях обеспечения прав обучающихся в Учреждении создаётся и действует орган ученического самоуправления – ученический комитет.

         52. Ученический комитет формируется из председателя,заместителя председателя, председателей классных ученических комитетов V-XI классов. Председатель ученического комитетаи его заместитель избираются на общешкольномсобранииобучающихся V-XI классов. Председатели ученического самоуправления в классах избираются на классных собраниях. Председатель ученического комитета является членом совета Учреждения. Ученический комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с положением об ученическом комитете.

         53. В Учреждении приказом директора создаются комиссии,которые проводят целенаправленную работу по отдельным направлениям деятельности: охрана труда, профилактика правонарушений, организация питания, инвентаризация материалов и оборудования, аттестация работников и другие.

         54. Учреждениеможет иметь следующие структурные подразделения: пункт коррекционно-педагогической помощи, библиотека, оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, ресурсный центр по направлениям работы. Их деятельность определяется Положением об учреждении общего среднего образования.

         55. Штатное расписание Учреждения утверждается директором на начало каждого учебного года на основании типовых штатов и нормативной численности работников средних школ. В штатное расписание по согласованию с Органом управления могут вводиться дополнительные единицы, с учетом задач решаемых Учреждением.

         56. Контроль за обеспечением качества образования осуществляют уполномоченные государственные органы.

         57. В Учреждении осуществляется самоконтроль за обеспечением качества образования. Порядок и периодичность его проведения определяется директором Учреждения.

 

ГЛАВА5

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

         58. Организация образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением о соответствующем типе учреждения образования или его виде, учебно-программной документацией соответствующих образовательных программ, индивидуальными планами работы и включает в себя теоретическое и практическое обучение, воспитательную работу, самостоятельную работу обучающихся, аттестацию обучающихся.

         59. Образовательный процесс в Учреждении организуется на основе:

     принципов государственной политики в сфере образования;

     образовательных стандартов;

     компетентностного подхода достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;

     педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания,

     культурных традиций и ценностей белорусского народа,достижений мировой культуры;

     современных образовательных информационных технологий.

         60. Язык обучения и воспитания – белорусский. Определен Учредителем Учреждения с учетом пожеланий обучающихся (законных представителей несовершеннолетних).

         61. Изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков учащимися является обязательным, за исключением особой категории детей с особенностями психофизического развития.

Обязательный для изучения иностранный язык – английский.

В исключительных случаях, при наличии в Учреждении специалиста и часов для организации обучения, может быть организовано изучение другого иностранного языка для обучающихся, которые по объективным причинам зачислены в Учреждение из другого учреждения образования, и ранее изучали другой иностранный язык.

         62. Для обучающихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы. Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней для обучающихся III-ХІ классов. Для обучающихся I-II классов – не менее тридцати семи календарных дней. Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов – не менее 10 календарных недель.

         63. Образовательный процесс при реализации программы общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 31 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

         64. Образовательный процесс организуется в режиме шестидневной рабочей недели, включающий пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и         иных воспитательных мероприятий, организацию трудового обучения в XI классе.

         65. Обучающиеся, с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья, могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях.

         66. Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, учебно-полевые сборы, общественно-полезный труд.

         67. Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения учебных занятий. Факультативные занятия в              IX-XI классах могут проводиться в шестой школьный день.

         68. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания.

         69. Классы интегрированного обучения и воспитания  – классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и образовательные программы специального образования.

         70. Наполняемость классов устанавливается в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, с учетом Санитарных норм и правил, распорядительных документов вышестоящих органов.

         71. Классы делятся на группы в соответствии с требованиями Министерства образования Республики Беларусь при проведении уроков иностранного языка, информатики, физической культуры и здоровья, допризывной и медицинской подготовки, трудового обучения.

         72. Для оказания помощи семье в обучении и воспитании обучающихся, создания условий для развития творческих способностей обучающихся по заявлению законных представителей несовершеннолетних могут открываться группы продленного дня для обучающихся I-IV классов, положение о которых утверждено Министерством образования Республики Беларусь.

         73. Прием лиц, для получения общего среднего образования осуществляется на основании их заявлений при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья.

         74. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.

         75. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому 6 лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Приём документов в 1 класс осуществляется в сроки, установленные Министерством образования Республики Беларусь. Прием лиц для получения начального образования осуществляется без вступительных испытаний.

         76. Лица, получившие общее базовое образование, по их желанию, продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования без сдачи вступительных испытаний.

         77. Для обучающихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение, создаются условия для получения общего среднего образования на дому в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

         78. Для обучающихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение, создаются условия для получения общего среднего образования на дому в порядке, установленным Министерством образования Республики Беларусь.

         79. Допускается обучение по индивидуальным планам согласно заявлениям законных представителей обучающихся. Решение о переводе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану или его отмене, порядок и формы промежуточной аттестации принимаются педагогическим советом Учреждения по согласованию с Органом управления в порядке, установленном соответствующими нормативными актами Республики Беларусь.

         80. Обучающиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

         81. При проведении промежуточной, итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное».

         82. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок.

         83. Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.

         84. Результаты текущей и промежуточной аттестации обучающихся за исключением обучающихся I-II классов, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

         85. Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

         86. Текущая и промежуточная аттестации для I-II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

         87. Порядок перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих общее среднее образование, определяется Инструкцией, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь.

         88. Учебный план ежегодно разрабатывается Учреждением на основе типового учебного плана и утверждается директором по согласованию с Учредителем.

         89. Учебная программа по учебному предмету является нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения учебного предмета, его содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

         90. Учебная программа факультативного занятия является нормативным правовым актом и определяет цели и задачи факультативного занятия, его содержание, время, отведенное на его проведение, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

         91. Планы проведения учебных занятий, факультативных занятий, воспитательных мероприятий разрабатываются педагогическими работниками в обязательном порядке.

         92. На II и III ступенях общего среднего образования могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

         93. При этом на II ступени общего среднего образования на повышенном уровне с V класса может изучаться учебный предмет «Иностранный язык», а с VIII класса – любой учебный предмет (любые учебные предметы) из числа учебных предметов, определенных типовым учебным планом общего среднего образования на учебный год для обязательного изучения.

         94. На III ступени общего среднего образования могут функционировать классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне (далее – профильные классы) и классы, в которых все учебные предметы изучаются на базовом уровне (далее – базовые классы).

В профильных классах осуществляется изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также возможно проведение факультативных занятий профессиональной направленности с целью ориентации на получение педагогических, сельскохозяйственных (аграрных) специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

         В соответствии с типовым учебным планом средней школы, в X базовых классах изучается учебный предмет «Трудовое обучение» (6 учебных часов в неделю), в рамках которого реализовывается образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).

 

ГЛАВА6

ФИНАНСИРОВАНИЕ. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

         95. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

         96. Планирование расходов местных бюджетов, направляемых на функционирование Учреждения, осуществляется на основе использования норматива расходов на обучение и воспитание одного обучающегося в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Положением о порядке планирования расходов местных бюджетов на функционирование государственных учреждений общего среднего образования, подчиненных структурным подразделениям местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.12.2018 № 975 «О финансировании государственных учреждений общего среднего образования».

         97. Финансирование Учреждения осуществляется с учетом государственных минимальных социальных стандартов в области образования, реализации программы развития системы образования.

         98. Учреждение осуществляет приносящую доходы деятельность в соответствие с законодательством Республики Беларусь.

         99. Средства, полученные Учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и расходуются на укрепление и развитие материально-технической базы, материальное стимулирование работников и обучающихся.

         100. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского или местного бюджетов, ухудшать качество предоставляемых услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского или местного бюджетов.

         101. Финансовая деятельность осуществляется централизованной бухгалтерией Органа управления.        

         102. Письменная отчетность вышестоящим органам предоставляется Учреждением в установленные сроки в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.

         103. Бухгалтерская отчетность, как совокупность показателей, основанных на данных бухгалтерского учета, предоставляется Учреждением (централизованной бухгалтерией Органа управления) государственным органам, уполномоченным управлять государственной собственностью, на которых законодательством Республики Беларусь возложено право осуществлять проверку деятельности Учреждения.

         104. Материально-техническая база Учреждения формируется Учредителем в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь.

105. Материально-техническую базу Учреждения составляет земельный участок, здание, сооружения, оборудование, автобус и иное имущество.

106. В Учреждении имеются:

         помещения, кабинеты, лаборантские, мастерские, спортивные и игровые площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса;

         помещения для занятий физической культурой и спортом;

         иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

         107. К средствам обучения относятся приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательной программы.

108. Обновление и развитие материально-технической базы Учреждения обеспечивается Учредителем в соответствии с программой развития Учреждения.

 

ГЛАВА 7

ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

109. Учреждение самостоятельно в решении вопросов организации образовательного процесса, осуществления финансово-хозяйственной деятельности и другой деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

110. Учреждение образования имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание Учреждения;

участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

111. Учреждение образования обязано обеспечивать:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие Правил внутреннего распорядка для обучающихся, Правил внутреннего трудового распорядка Учреждения;

моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;

меры социальной защиты обучающихся;

ознакомление обучающихся (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в учреждение образования с Уставом, а по их требованию и с учебно-программной документацией;

патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в Учреждении в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования;

иные обязанности Учреждения устанавливаются актами законодательства Республики Беларусь, локальными документами Учреждения.

     

ГЛАВА 8

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

 

112. Учреждение имеет право по согласованию с Учредителем и Органом управления устанавливать прямые связи с органами управления образованием и общеобразовательными учреждениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом организации образования, проведения совместных мероприятий (конференций, лагерей учащихся и др.).

113. Международное сотрудничество Учреждение осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

114. Проведение мероприятий по международной деятельности может осуществляться за счет различных источников финансирования.

 

ГЛАВА 9

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

         115. Решение о ликвидации или реорганизации Учреждения принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории Учреждения и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования.

         116. В случае прекращения деятельности Учреждения Учредитель совместно с Органом управления принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

         117. Реорганизация и ликвидация Учреждения, прохождение аттестации и государственной аккредитации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

         118. Реорганизация или ликвидация Учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года.

         119. Датой ликвидации юридического лица считается дата внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении юридического лица из данного реестра.